В первом полугодии 2014 года НМЦ «ТК» регистрировал сообщения и события, описывающие протекание 66 социально-трудовых конфликтов (СТК). Для сравнения, в первом полугодии 2013 их было 78. В течение первых 6 месяцев 2014 началось 56 СТК, завершилось 57 СТК. Общее количество СТК по сравнению с первым полугодием 2013 года снизилось на 15%.
Большая часть конфликтов протекала в Сибирском – 16(24%), Северо-Западном – 14(21%),Приволжском – 11(17%) федеральных округах. По сравнению с первым полугодием 2013 года конфликтная обстановка ухудшилась в СФО и практически не изменилась в СЗФО и ПФО.
Наиболее конфликтными субъектами РФ стали: Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Алтайский край, Иркутская и Свердловская области. В отраслевом разрезе производственной и непроизводственной сферы экономической деятельности можно выделить наиболее конфликтные отрасли: Обрабатывающие производства - 26 СТК (Машиностроение, Металлургическое производство, Производство пищевых продуктов, Лесная промышленность), Транспорт – 13 СТК (Пассажирские перевозки), Здравоохранение – 8 СТК, Образование – 5 СТК. Конфликты протекали в двенадцати отраслях российской экономики.
Существенных отличий в отраслевой диверсификации конфликтов по сравнению с 2013 годом не отмечено, напряжённость в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве несколько снизилась. Остаётся высоким конфликтный потенциал в реформируемых бюджетных отраслях: здравоохранении, образовании, а также в подотрасли муниципального транспорта. В первом полугодии возникали конфликты в отрасли государственного управления, что ранее не отмечалось.
По-прежнему в 1-м полугодии 2014 года, СТК в основном возникали на предприятиях частной формы собственности (45 СТК, 68%). Около трети СТК протекали на предприятиях, в учреждениях, организациях, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.Масштабы конфликтов, их социальное значение и влияние на социально-трудовую обстановку в регионе во многом определяются размерами предприятий и их положением в экономике региона. Большая часть СТК в 1-м полугодии протекала на крупных предприятиях, численностью свыше 250 человек - (85%), шесть конфликтов прошли на малых предприятиях, численностью от 15 до 100 человек. В этом периоде закрепилась тенденция увеличения количества СТК, протекающих на предприятиях численностью свыше 250 человек (в подотраслях – металлургическое производство, машиностроение, лесная промышленность), что свидетельствует о продолжающемся углублении кризисных явлений в промышленности. Высокой степенью напряженности характеризовались конфликты, протекающие на градообразующих предприятиях – 7(11%) и на предприятиях, проходящих различные стадии банкротства – 9(14%).
В наблюдаемом периоде 73% СТК имели локальный характер (протекали в пределах одного предприятия), более четверти СТК имели отраслевой характер (металлургическое производство, здравоохранение, транспорт, образование). Общероссийских СТК не зафиксировано. Количество конфликтов на предприятиях с участием иностранных собственников в первом полугодии 2014 года – 7 СТК (11%) несколько уменьшилось, однако все они протекали на крупных предприятиях (ОАО "Монди Сыктывкарский лесопромышленный комплекс", ВОАО "Химпром", ООО "Волжский машиностроительный завод", ОАО "АвтоВАЗ", ООО "Енисейский ЦБК", ООО «Форд Соллерс Холдинг», ОАО "Челябэнергосбыт"). На предприятиях с иностранным участием в исследуемом периоде 4 СТК были связаны с остановкой производства, ликвидацией предприятия и последующим сокращением и увольнением работников. По характеру протекания, содержанию, количеству участников наиболее острыми в I полугодии 2014 года стали конфликты: на ОАО "Златоустовский металлургический завод", ОАО "Надвоицкий алюминиевый завод", ЗАО «Крымский титан», ВОАО "Химпром", ООО "Дятьковский хрустальный завод", ОАО "АвтоВАЗ", ООО "Пассажирские перевозки" (г. Йошкар-Ола), ОАО «ЧиркейГЭСстрой». Средняя вовлеченность работников в конфликт в этом периоде возросла и составила 22.1% от числа всех работников предприятий. В тех случаях, когда в результате мониторинга нами установлены продолжительность и численность участников забастовок, можно оценить потери рабочего времени, которые в I полугодии 2014 года составили около 15900 человеко-дней, что существенно превышает количество потерь рабочего времени в аналогичном периоде прошлого года и вдвое больше потерь рабочего времени за весь 2013 год.
Основными причинами социально-трудовых конфликтов, протекающих в I полугодии 2014 года, стали: полная невыплата заработной платы (51,5%), низкий уровень оплаты труда (21,2%), сокращение работников (21,2%), нарушения условий труда (13,6%). Сохранилась доминирующаяпричина СТК - полная невыплата заработной платы. Если из учёта исключить причину СТК «полная невыплата зарплаты», являющуюся после двух месяцев невыплаты уголовным преступлением, и проанализировать оставшиеся конфликты, то 78,1% конфликтов связаны с неудовлетворённостью работников размером заработной платы и задержками её выплат. Этот факт подтверждает актуальность утверждения российских профессиональных союзов (ФНПР) о том, что доля оплаты труда в составе себестоимости продукции в Российской Федерации неоправданно низка и является тормозом развития экономики и социальной сферы. 68,7% конфликтов при таком расчёте связаны с изменением численности предприятий, что указывает на продолжающуюся после глобального экономического кризиса 2008-2010 года нестабильность. Лишь 34,4% процента СТК указывают на нарушение условий труда и свидетельствуют о желании работодателей сэкономить на здоровье работников.Конфликты, протекавшие в течение I квартала 2014 года, в большинстве своём имели социально-экономическую направленность. В то же время, кроме экономических, работниками выдвигались и политические требования (национализация предприятия, отставка руководителей местных органов власти, выражение недоверия губернаторам и региональным министрам, изменение законодательства).
Самыми длительными в I квартале 2014 года стали СТК ОАО "Надвоицкий алюминиевый завод" (448 дней), МУП "Архангельское предприятие автобусных перевозок – (299 дней), ОАО "Егоршинский радиозавод" (204 дня).В 38(58%) протекавших конфликтов работники прибегли к обращению в ОГВ.Наиболее эффективными действиями по разрешению конфликтов стали обращения в суд, прокуратуру. Отметим, что тенденция обращения органы власти закрепилась в практике социально-трудовых отношений и является эффективным «ускорителем» в решении СТК. Действенность такой меры зависит от того насколько активно действуют работники в диалоге с работодателем и местными СМИ. Если информационная кампания ведётся настойчиво и последовательно, органам власти приходится включаться в урегулирование конфликтов, даже если предприятие частное и небольшое по размерам.Объединения работодателей в конфликтах в исследуемом периоде действий не предпринимали. Работодатели применяли различные способы отстаивания своих интересов, прибегая в 3 СТК к давлению на профсоюзные организации и их лидеров, в 2 СТК обращались в суд, прокуратуру и в Рострудинспекцию. Зачастую работодатели уклоняются от содержательного диалога с работниками и профсоюзными организациями, предпочитая выжидать. Такая же позиция работодателей прослеживалась и в 2013 году. Следует отметить, что неготовность организаций работодателей к социальному диалогу на предметном поле в условиях острых противоречий, приводящих к крайней форме социально-трудовых конфликтов – забастовке, обходится владельцам предприятий в заметные убытки. Возможно, что 15900 человеко-дней, потерянных в первом полугодии текущего года, в рамках национальной экономики не столь угрожающая для ВВП величина, однако в пересчёте на 15 прошедших забастовок приводит к потере в среднем 1060 человеко-дней на каждом из предприятий.Выжидательная позиция работодателей, по-видимому, связана с недостаточной уверенностью в своей правоте на протяжении конфликта. Подтверждением этого вывода служит тот факт, что по итогам 57 завершившихся в первом полугодии конфликтов лишь в 4 случаях работники потерпели поражение, а в 96% случаев их требования были полностью (30%) или частично (66%) удовлетворены.
В 41 СТК (62%) в защите интересов работников принимали участие профсоюзные организацииразличных уровней, в процессе развития конфликтов на предприятиях было создано 6 новых первичных организаций профсоюзов.В качестве субъектов СТК стали принимать участиеполитические партии (КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия), выступая на стороне работников.Органы государственной власти различных уровней представлены в качестве участников социально-трудовых конфликтов в 53(80%) случаях. В ряде СТК органы государственной власти выступали в качестве работодателей (21 случай, 32%), в других ситуациях участие ОГВ заключалась в осуществлении надзора за соблюдением законодательства РФ и контроле за развитием конфликтов. ОГВ действовали как в интересах работников, так и против них (ОАО "Бийский элеватор", ООО "Пассажирские перевозки" (г. Йошкар-Ола)). Следует отметить традиционно низкую степень участия в СТК органов местного самоуправления. Наиболее эффективно (на стороне работников) действовали прокуратуры, суды, следственные управления СК и Гострудинспекция.В 1-м полугодии не было зафиксировано СТК, связанных с санкциями стран ЕС и США против российской экономики, введённых из-за событий на Украине. По результатам анализа социально-трудовых конфликтов в I полугодии 2014 года можно с большой степенью достоверности сделать следующий прогноз на оставшуюся часть года:
1. Наиболее вероятен негативный сценарий развития социально-трудовых отношений на предприятиях в РФ, который будет характеризоваться:
2. В отраслевом разрезе наиболее конфликтными останутся предприятия обрабатывающей промышленности: металлургия, автомобилестроение, пищевая и химическая промышленность. Ухудшение экономических связей с предприятиями, расположенными на Украине, возможные секторальные санкции ЕС и США по отношению к отраслям экономики РФ могут способствовать расширению списка конфликтных отраслей экономики.3. Потери рабочего времени от забастовок в целом по экономике во втором полугодии могут составить до 18 тысяч человеко-дней.
Заместитель председателя ФНПР,
научный руководитель центра мониторинга и анализа «Трудовые конфликты»
Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов
Е.Макаров