Для тех кому до 35: какие льготы и гарантии пропишут в законе о молодежи: взгляд со стороны профсоюзов

МОЛОДО И РАМОЧНО


Главной задачей Госдумы на осеннюю сессию станет принятие законов, адаптирующих регулирование социальной (в том числе) сферы под измененную в июле Конституцию. Один из таких законопроектов - “О молодежной политике в Российской Федерации” - был на днях внесен на рассмотрение. Напомним, в новой редакции ч. 1 ст. 72 Конституции говорится: “В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся... общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики”. До этого в Основном законе упоминания как молодежи, так и молодежной политики не было вовсе. То же, кстати, касается и термина “добровольческая (волонтерская) деятельность”.

 

Представленный на рассмотрение Госдумы законопроект призван прежде всего дать этим понятиям определения, а также очертить зоны ответственности властей разных уровней в этих вопросах. Так, молодежью будут считаться россияне возраста от 14 до 35 лет. Скорее всего, “не включительно”, поскольку в определении молодой семьи говорится о том, что это супруги, “не достигшие 35 лет”. Как отмечала ранее глава комитета Совета Федерации по социальной политике Инна Святенко, в России живет 37 млн граждан такого возраста.

 

Сама молодежная политика - это, конечно же, “комплекс мер, направленных на”. А именно - “на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи”. Что понимается под этими ритуальными словами, точно не известно: конкретика, скорее всего, будет раскрываться в подзаконных актах. Например, если в приказе главы Урюпинска о проведении концерта в честь Дня молодежи будет ссылка на этот закон, то этот концерт и станет гражданско-патриотическим и духовно-нравственным. Впрочем, не стоит искать тут особой иронии: законопроект носит рамочный характер, и это нормальная практика.

 

С другой стороны, в нем закладывается основа для реальной поддержки молодых. Он гарантирует “предоставление возможностей для улучшения своего положения, расширения возможностей самореализации в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны”. (Последнее, надо полагать, в большей степени касается “молодежных общественных объединений”.) Речь здесь может идти о государственных грантах и разовых целевых выплатах.

 

Последнее - не просто предположение. В статье 6 законопроекта (“Основные направления реализации молодежной политики”) перечисляются такие пункты: поддержка молодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; поддержка молодых граждан из числа инвалидов; предоставление социальных услуг молодежи; содействие решению жилищных проблем; поддержка молодой семьи, в том числе имеющей детей-инвалидов; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости, содействие в трудоустройстве молодежи; поддержка молодежного волонтерства. Все это требует денег, значит, деньги, скорее всего, будут выделяться. И на часть из них вполне смогут претендовать и молодежные профсоюзные организации.

ВЕКТОР НА УНИФИКАЦИЮ

 

Авторы законопроекта подчеркивают, что сейчас почти в каждом регионе есть свой закон о молодежной политике, но в этих документах нет ни единого подхода к вопросу, ни единого понятийного аппарата. В этом свете занятно, что на федеральном уровне еще с 2008 года действует правительственное агентство - Росмолодежь, в структуре которого есть и региональные комитеты. То есть системность есть, сеть представительств имеется, а единства в подходах, получается, нет. Впрочем, стоит указать, что отделения Росмолодежи в регионах и, скажем, какой-нибудь местный “департамент по делам...” - это не одно и то же.

 

“Законопроект является “векторным” актом, создающим единое правовое поле в сфере молодежной политики, в рамках которого могут взаимодействовать все субъекты, осуществляющие деятельность в указанной сфере, и которое позволяет заложить основы дальнейшего правового регулирования сферы молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти с активным привлечением молодежи к решению значимых для нее вопросов”, - резюмируют авторы законопроекта.

 

К слову, об авторах. Их у документа значится много: пять сенаторов и четырнадцать депутатов из всех думских фракций. Но только двое из них - единороссы Наталья Кувшинова и Антон Шипулин - сами могут считаться молодежью по предложенным правилам. Еще двоим - Алене Аршиновой (“ЕР”) и Дмитрию Ионину (“СР”) - по 35 лет исполнилось в этом году.

 

Но это так, занимательная статистика. Куда интереснее то, что, согласно финансово-экономическому обоснованию законопроекта, его реализация “не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации”. Это может означать, что деньги будут распределяться из уже существующих госпрограмм, и конкуренция за их получение среди молодежных организаций (которых наверняка станет больше) вырастет. Соответствующим профсоюзным структурам зевать не рекомендуется.

 

Между тем именно финансово-экономическое обоснование такого рода обычно дает повод правительству оставить о том или ином законопроекте отрицательный отзыв. В данном случае отзыва в электронной базе думских документов на момент написания статьи еще нет. Но в том, что он будет положительным, вряд ли стоит сомневаться: довольно представительный состав авторов и консолидация думских фракций указывают на то, что правительство, скорее всего, все уже одобрило.

 

Комментарий

 

Александр Шершуков, зампред ФНПР:

 

Ясно как день - новый закон о молодежи давно созрел и даже перезрел как для государственной вертикали, так и для общественных организаций, включая профсоюзы.

 

Этот законопроект частично учитывает предложения ФНПР, внесенные в 2016 - 2018 годах при обсуждении тогдашней и более ранних инициатив (наша Федерация была активным участником обсуждения всех вопросов и проблем, связанных с молодежью). Суть профсоюзных предложений - в особом внимании к обеспечению первого рабочего места и занятости молодежи, а также гарантий и различного рода преференций молодым людям, начинающим свою трудовую деятельность. Создающим молодые семьи нужны реальные возможности для решения жилищных вопросов. И всем им нужны достойные зарплаты, культурное и физическое развитие, реализация способностей и талантов.

 

Разработка и реализация государственных программ по основным направлениям, согласно законопроекту, поручается федеральным органам власти в сфере молодежной политики. Это дает надежду на появление федеральной (и региональных) целевой программы по обеспечению занятости молодежи. И здесь появляется обширное поле для участия профсоюзов.

 

Статья 7 проекта, на наш взгляд, заслуживает отдельного внимания. Она описывает участие самой молодежи в реализации молодежной политики. Предполагается всего три формы участия: участие в деятельности консультативно-совещательных и иных структур при органах государственной власти различного уровня, организация и проведение молодежных форумов и иных мероприятий, проведение научно-аналитических исследований. На наш взгляд, данная статья может быть расширена, к примеру, вовлечением молодежи через молодежные органы самоуправления в нормотворческую деятельность.

 

Кроме этого есть ряд профсоюзных предложений. Полагаем, что необходимо считать добровольцами и молодых профсоюзных активистов - они выполняют чисто волонтерские функции. А также - включить по максимуму в понятийный аппарат уже много лет применяемые повсеместно и в документах (в том числе в коллективных договорах, отраслевых и региональных соглашениях), и, что называется, “по жизни” термины “молодой работник”, “молодой специалист”, “молодой ученый” и т.п.



Источник: https://www.solidarnost.org/articles/zakon-bolshe-ne-ukaz.html
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©